Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития экономики производство является наиболее сложным и малоисследованным элементом хозяйственной деятельности предприятия. Особенно малоисследованным является ее такой элемент, как качество продукции и внедрение системы менеджмента качества (СМК) на данных предприятиях.
Потребности промышленности 19 в. не остались без ответа, и уже с начала XX в. стало формироваться новое направление прикладной науки, связанное с формированием «философии» и «практики» управления качеством. С течением времени эти взгляды менялись, приняв в настоящее время вид общепризнанного комплекса идей, организационных, методических и технических методов и приемов.
Это позволило сформировать новый подход к руководству организацией, который нацелен на качество и достижение долговременного успеха компании путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех сотрудников организации и общества в целом через постоянное улучшение всех процессов деятельности организации.
Первоначально использование методов управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности, однако в настоящее время управление качеством и нормы обеспечения качества, которые заложены в серии международных стандартов серии ISO 9000, находят применение в сфере предоставления услуг – в здравоохранении, в сервисе, в образовании.
Благодаря бизнесу множество стран оказались включенными в глобальный рынок.
В нем бизнес должен зависеть только от хорошо обученных, технологически подготовленных специалистов.
Компании, в которых будут работать такие специалисты, смогут идти в ногу со временем и своевременно реагировать на все требования потребителей. При этом затраты на подготовку кадров будут во все большей мере осознаваться как высокоэффективные инвестиции в интеллектуальный капитал. Высокие темпы обновления знаний вызовут необходимость непрерывного образования в течение всей экономически активной жизни, развития навыков самообразования.
Выбор стратегии развития, безусловно, актуален для любой организации, планирующей длительное существование.
На данный момент для рассматриваемой организации выбор стратегии актуален в связи с необходимостью реализации системы повышения качества продукции – системы менеджмента качества продукции (СМК).
Данная тема исследовалась различными авторами: Акашкина Я.А., Асаул В.В., Петухов М.В., Бгашев М.В., Хамид К.А.Н., Васильев М.М., Васильева Д.М., Гаврилова Д.Д., Бойкова А.В., Гаркушин А.Г., Горохова К.В., Демченко А.А., Евченко А.В., Евневич А.В., Замиралова Е.В., Злобина Н.В., Аль-Хамдави А.А.Т., Исмагилова А.С., Трофимова Н.Б., Кошенкова И.С., Куршакова Н.Б., Логинова М.А., Боковикова Т.Н., Манакова И.А., Горлачева Т.Н., Прутян С.С., Никулина Н.Н., Раевская М.П., Розяева Т.Н., Румянцев М.И., Завалищин А.Н., Самофалов Д.А., Плахотникова М.А., Силаева В.В., Суровицкая Г.В., Талипова Е.Э., Третьякова А.Е., Шабанова Д.Н., Баландов М.Е., Шабанова Т.В., Морозов О.А., Языкова С.В.
Цель – выявить особенности разработки и внедрения системы менеджмента качества в организации АО "НПП Алмаз". Задачи:
изучить теоретические аспекты системы менеджмента качества;
провести анализ системы управления менеджмента качества на примере АО «НПП» Алмаз».
Объект АО «НПП» АЛМАЗ»». Предмет внедрение системы менеджмента качества в организации АО "НПП Алмаз".
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложено совершенствование системы менеджмента качества.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
1 Теоретические аспекты системы менеджмента качества
1.1 Понятие и сущность системы менеджмента качества
Основной целью современного производства является выпуск конкурентоспособной продукции, обладающей высокими показателями качества.
Для достижения этой цели промышленные предприятия разрабатывают и сертифицируют системы менеджмента качества на соответствие стандартам ISO серии 9000.
Создание таких систем является гарантией выпуска продукции высокого качества .
Однако успех любого предприятия, его стабильная работа зависят не только от действующей системы менеджмента качества, но и от того, какое влияние его производственная деятельность оказывает на окружающую среду и здоровье людей. В последние годы промышленные предприятия становятся более заинтересованными в интеграции систем менеджмента качества (ISO 9001: 2008), систем экологического менеджмента (ISO 14001: 2004) и систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (OHSAS 18001: 2007).
Предприятия начинают понимать, что успешный бизнес возможен только при условии учета экологических сторон любого вида промышленной деятельности. При этом охрана окружающей среды (ООС) становится одним из главных аспектов менеджмента любого предприятия.
В связи с этим введено понятие корпоративного экологического менеджмента (КЭМ).
Охрана окружающей среды и общая экологическая обстановка на предприятии во многом влияют на здоровье работающих и населения, проживающего в непосредственной близости к предприятию, поэтому необходимым процессом в работе системы управления окружающей средой является проведение внутреннего и внешнего аудита.
Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ) направлена на способность предприятия управлять рисками и устанавливает конкретные критерии деятельности в области БТиОЗ.
Система строится на той же модели, что и система экологического менеджмента.
Эти модели очень хорошо согласуются с моделями системы менеджмента качества согласно стандартам ISO серии 9000. Поэтому создание интегрированных систем менеджмента качества осуществляется логично, с малыми затратами и имеет большую эффективность.
В любой производственной сфере существует много проблем, связанных с негативными воздействиями деятельности предприятий на окружающую среду (промышленных рисков) .
Это, прежде всего, проблемы отходов, загрязнение сточных вод, почв и воздушной среды. Поэтому большое внимание уделяется созданию безотходных и малоотходных технологических процессов, разработке новых методов очистки почв, воды и воздуха.
Предлагается применение такого экологичного метода финишной обработки, как процесс выглаживания, который сопровождается созданием поверхностного слоя деталей машин с высокими показателями качества и является альтернативным абразивной обработке и термообработке.
Разработаны технологии очистки сточной воды с применением местного природного сорбента - бентонитовой глины. Так, степень очистки сточных вод от ионов хрома при использовании комбинированного метода (смесь коагулянта (сульфата железа (III) или алюминия) и глины) достигает 94%. Глина позволяет не только очистить почву, но и улучшить ее состояние, в том числе в районах скопления отходов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. АЛМАЗ - лидер саратовской электроники // Стандарты и качество. 2015. № 11. С. 38-39.
2. Воронина Д.А., Антонова Н.Л. Проблемы взаимодействия и интеграции системы менеджмента качества и системы менеджмента бережливого производства // Modern Science. 2021. № 4-3. С. 76-83.
3. Значимость системы менеджмента качества в системе оценки российских поставщиков нефтегазового оборудования / Кершенбаум В.Я., Ващенко Н.В., Гонтаренко Т.И. // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. 2020. № 1 (115). С. 42-44.
4. Инструменты системы менеджмента качества в общей системе управления организацией / Давидюк Д.М., Лисова М.Э., Юшкене К.М. // В сборнике: цифровая экономика, умные инновации и технологии. Сборник трудов Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-Петербург, 2021. С. 436-439.
5. Мартынюк В.К. Объединение методики шесть сигм с системой менеджмента качества для повышения качества системы высших учебных заведений // В сборнике: новая наука: история становления, современное положение, возможности развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 5-8.
6. Марченко С.В. Конфликты при взаимодействии систем менеджмента качества и бережливого производства в рамках интегрированной системы менеджмента // Наука настоящего и будущего. 2021. Т. 2. С. 270-273.
7. Направления разработки и производства в АО "НПП "АЛМАЗ" ламп бегущей волны для спутников связи / Кириченко Д.И., Шалаев П.Д., Роговин В.И. // Решетневские чтения. 2018. Т. 1. С. 309-311.
8. Никерова В.А., Колибаба В.И. Некоторые аспекты формирования системы управления предприятием на основе системы менеджмента качества // В сборнике: Импульс организационных инноваций. Сборник научных работ 2 межвузовского конкурса студентов, магистрантов и аспирантов. Москва, 2022. С. 6-19.
9. Подъяпольский С.Б., Осипова Е.М. Сертификация систем менеджмента качества как элемент комплексной системы обеспечения качества ЭКБ // Радиоэлектронная отрасль: проблемы и их решения. 2021. № 3. С. 21-23.
10. Разработка и создание комплексированных свч-устройств в АО "НПП "АЛМАЗ" / Апин М.А., Данилов А.Б., Калистратов Н.А., Кириченко Д.И., Кузюткин С.И., Нефедов С.А., Рафалович А.Д., Сенчуров В.А., Шалаев П.Д. // Радиотехника. 2019. Т. 83. № 8 (12). С. 6-14.
11. Разработка системы сбалансированных показателей для интегрированной системы менеджмента качества / Царегородцева О.В., Василишин К.А., Кудрявцев А.М. // В сборнике: техника и технологии: пути инновационного развития. Сборник научных трудов 10-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 255-262.
12. Россиева Д.В. Автоматизация процессов системы менеджмента качества с использованием систем графического моделирования // В сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2020. С. 205-206.
13. Самофалов Д.А., Плахотникова М.А. Особенности совершенствования системы менеджмента качества на предприятиях нефтегазовой отрасли // В сборнике: Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. В 5-ти томах. 2020. С. 196-200.
14. Сергеева И.Г., Турова Е.Д. Чек-лист как инструмент оценки степени интеграции системы менеджмента качества и системы управления финансовой устойчивостью // Modern Economy Success. 2022. № 4. С. 57-61.
15. Система менеджмента качества. Подход к системе в процессах / Харланов В.А., Тишина А.О., Копосова О.В., Коваль Д.С. // Форум молодых ученых. 2020. № 10 (50). С. 682-685.
16. Талипова Е.Э. Совершенствование системы управления качеством фармацевтической организации путем внедрения интегрированной системы менеджмента качества // В сборнике: моделирование в менеджменте и маркетинге: проблемы и пути решения. сборник научных трудов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 47-50.
17. Чекаданова М. Для инновационного развития нужна синергия государства, бизнеса, науки и образования // Электроника: Наука, технология, бизнес. 2021. № 8 (209). С. 22-25.
18. Шаптала А.Р. Организация системы банковского менеджмента в качестве составляющего элемента системы управления банком // Экономика и социум. 2020. № 12 (79). С. 483-486.
19. ISO 9001:2015 quality management system in credit guarantee funds / Abakirov M.A.B., Narmatova G.Ju., Tashyrov A.T., Abakirov S.M.A. // Reforma. 2022. № 3 (95). С. 28-42.
20. Quality management systems in healthcare: myths and reality / Abduvokhidov Kh., Ismoiljonov Y., Komilov B. // Universum: технические науки. 2021. № 9-2 (90). С. 70-74.